Региональная стажировочная площадка
Региональная Стажировочная Площадка
2023-2026
Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
С 2000 года проходит международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся (с англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
По обобщенным данным прошлых лет, а также данным полученным в последний год в исследовании функциональной грамотности в нашей стране учащиеся имеют недостаточный уровень сформированности функциональной грамотности. Для повышения качества образования (в 2030 году Россия должна войти в топ-10 стран по качеству образования в соответствии с указом Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года» от 21 июля 2020 года - http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728) формирование функциональной грамотности стало приоритетной задачей, и функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. В данный момент осуществляется федеральный проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
Актуальность и необходимость повышение квалификации учителей по функциональной грамотности отражается в программах повышения квалификации ИМЦ калининского района «Развитие функциональной грамотности школьников: стратегии формирующего оценивания и смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования», а также в АППО курсы повышения квалификации по ДПП ПК СПб АППО "Формирование и оценка функциональной грамотности".
Система комплексных заданий, направленная на формирование функциональной грамотности, позволит устранить профессиональные дефициты педагогов в области готовности к формированию функциональной грамотности учащихся, а также даст возможность научиться адаптировать оценочные банки заданий для формирования функциональной грамотности в учебном процессе.
Описание эффективной образовательной практики образовательного учреждения:
На протяжении последних 3х лет тема «Формирование функциональной грамотности учащихся как средство повышения качества образования в школе» является общешкольной методической темой. За это время педагоги проходили внутрифирменное повышение квалификации по данной теме, а также курсы по функциональной грамотности в ИМЦ Калининского района и АППО, представляли свои открытые уроки, участвовали в федеральном мониторинге оценки функциональной грамотности, получили положительные результаты учащихся по функциональной грамотности по сравнению с городскими.
Каждый учитель работает над методической темой, связанной с функциональной грамотностью, и представляет результаты при проведении открытых уроков, лабораториях и круглых столах, представляя фрагменты видео-уроков на семинарах, в публикациях, на конференциях. По данной проблематике в августе 2022 года школа была выбрана районной опорной площадкой по теме «Разработка и реализация комплекса мер, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся» до августа 2024 года.
Руководитель стажировки:
Волканова Елизавета Викторовна, заместитель директора по УВР (научно-методическая работа)
Сведения о достижениях:
- победитель конкурса лучших учителей образовательной организации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (ПНПО 2018);
- финалист 3х сезонов обучающей игры Школа Рыбаков Фонда;
- победитель 3его сезона всероссийской обучающей игры «Школа Рыбаков Фонда» в номинации «Педагог»;
- лауреат городского конкурса лучших практик реализации программ наставничества «Вперёд и вместе», организованного Центром развития наставничества Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в номинации «Юные-юным»;
- финалист конкурса СОТ (сквозные образовательные траектории) 2022 с проектом «НаставниЧаю»
- прошла программу тьюторской подготовки на базе АППО: Цикл семинаров «Тьюторское сопровождение непрерывного профессионального развития педагогов в условиях региональной стажировочной площадки» в 2023 году;
- участник образовательной программы и конкурса для молодых управленцев в сфере образования «Школа управленческого мастерства» на базе АППО при поддержке Комитета по образованию в 2023 году;
- ответственный за деятельность региональной стажировочной площадки 2022-2023 гг. по теме «Эффективные методы и приемы организации внедрения программы наставничества по направлению «ученик-ученик» с применением дистанционных технологий (ЭОР)». Результаты деятельности представлены ниже.
В работе стажировочной площадки будут задействованы специалисты, эффективно представившие свой опыт и материалы на семинарах и мастер-классах, посвященных формированию функциональной грамотности.
Описание компетенции, которую предстоит сформировать в процессе
Трудовое действие и/или необходимое умение | Профессиональная компетенция педагога (необходимое умение с опорой на знания) | Профессиональные дефициты стажера, которые предстоит устранить в ходе стажировки | Показатели оценки профессиональной компетенции (для входного и итогового тестирования) |
Трудовое действие: Планирование и проведение учебных занятий. Трудовое умение: Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения. (Профессиональный стандарт «Педагог» УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» октября 2013г. № 544н) | Способность учителей к созданию и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся.
| Профессиональные дефициты педагогов в: - знании критериев оценки различных видов функциональной грамотности; - определении умений, соответствующих заданиям по функциональной грамотности; - проектировании и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, используемых в учебном процессе; - владении опытом применения системы комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности. | - умение/неумение определять критерии критериев оценки различных видов функциональной грамотности; - умение/неумение определять «умения», соответствующие заданиям по функциональной грамотности; - умение/неумение проектировать комплексные задания, направленных на формирование функциональной грамотности, используемых в учебном процессе. - умение/неумение адаптировать комплексные задания, направленных на формирование функциональной грамотности, используемых в учебном процессе. - владение/невладение умением применения системы комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности. |
Цель стажировочной площадки:
Проектирование и адаптация учителями комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности через реализацию наставнических практик.
Задачи:
1) сформировать знания критериев оценки различных видов функциональной грамотности;
2) уметь определять «умения», соответствующие заданиям по функциональной грамотности;
3) проектировать комплексные задания, направленные на формирование функциональной грамотности, используемых в учебном процессе;
4) адаптировать комплексные задания, направленные на формирование функциональной грамотности, используемых в учебном процессе;
5) владеть опытом применения системы комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.
Целевая группа: учителя разных общеобразовательных учебных предметов начальной и основной школы.
Диагностический инструментарий мониторинга результатов реализации
программы стажировки.
- анкета по самоанализу профессиональных дефицитов
- анкета по самоанализу сформированных умений
- тест по результатам стажировки
Организационно-педагогические условия реализации программы стажировки:
- Срок реализации программы: 3 года
- Возможное количество стажеров: 12-25 человек
- Количество занятий по программе стажировки (очных, заочных): 3;
- Количество сессий (повторений программ стажировки) в течение учебного года: 5.
Этап стажировки
| Количество часов | Учебно-методические материалы
|
1. Погружение в практику.
Самоанализ профессиональных дефицитов способности учителей к эффективной организации деятельности по формированию функциональной грамотности учащихся на основе комплексных заданий и практикум под руководством тьюторов. | 4 очно |
|
2. Самостоятельная работа слушателя по устранению своих профессиональных дефицитов | 4 дистант |
|
3. Включение профессиональной компетенции в практику работы слушателя. Оценка способности к эффективной организации деятельности по формированию функциональной грамотности учащихся на основе комплексных заданий. | 4 дистант |
|
АРХИВ
2022-2023
Тема «Эффективные методы и приемы организации внедрения программы наставничества по направлению «ученик-ученик» с применением дистанционных технологий (ЭОР)»
Академия Постдипломного педагогического образования, страница "Региональные стажировочные площадки"
Обоснование актуальности и значимости заявленной темы стажировочной площадки для развития системы образования Санкт-Петербурга.
Во исполнении Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 «О внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», а также во исполнение Распоряжения КО №1457-р от 27 07 2020 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга» во всех школах Санкт-Петербурга встал вопрос о необходимости эффективного внедрения программы наставничества.
Особенные сложности вызывает новое направление «Ученик-ученик», где в наставнические пары и группы соединяются ученики из разных классов с разницей в возрасте не менее 1 года.
Возникает вопрос оптимальной организации этого процесса с применением дистанционных технологий в связи с напряженной эпидемиологической обстановкой.
Авторский ЭОР, который может быть по шаблону применен в любой образовательной организации, помогает организовать этот процесс и доказал свою эффективность и значимость.
4. Описание компетенции, которую предстоит сформировать в процессе
Трудовое действие и/или необходимое умение
| Профессиональная компетенция стажера (необходимое умение с опорой на знания)
| Профессиональные дефициты стажера, которые предстоит устранить в ходе стажировки | Показатели оценки профессиональной компетенции (для входного и итогового тестирования)
|
Руководство деятельностью по созданию в образовательной организации условий социализации и индивидуализации развития обучающихся (Профстандарт «Руководитель образовательной организации») | Эффективная организация процесса социализации и индивидуализации развития обучающихся разных классов при внедрении программы наставничества | Отсутствие ресурса ЭОР для организации процесса социализации и индивидуализации развития обучающихся разных классов при внедрении программы наставничества | - Умение/неумение создать свой ЭОР по авторской модели - Умение/неумение использовать имеющиеся ресурсы школы для эффективной организации наставничества по направлению «ученик-ученик» |
5. Программа стажировки:
Цель: овладение методами и приемами организации наставничества при помощи создания ЭОР.
Задачи:
- сформировать умение создания ЭОР (сайт) для организации работы наставничества по направлению «ученик-ученик»
- сформировать умение наполнить созданный ЭОР содержанием, имеющимся в конкретной школе
Целевая группа: руководители ОУ, представители администрации ОУ, а также лица ответственные за внедрение программы наставничества в ОУ
Описание этапов стажировки с указанием необходимых учебно-методических материалов.
Этап стажировки
| Количество часов | ФИО педагога - тьютора
| Учебно- Методические материалы
|
| 1 | Волканова Елизавета Викторовна |
|
| 2 | Волканова Елизавета Викторовна |
|
| 1 | Волканова Елизавета Викторовна |
|
6. Диагностический инструментарий мониторинга результатов реализации
программы стажировки.
- карта взаимооценивания ЭОР во время представления созданных ЭОР
- анкета по самоанализу профессиональных дефицитов
- анкета по самоанализу сформированных умений
Сессия 4
Стажировка "Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся".
С 1 марта по 15 марта 2024 состоялась 4 сессия стажировочной площадки «Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся» для слушателей разных школ Адмиралтейского района.
Стажеры смогли подробно посмотреть комплексное задание по определенному виду функциональной грамотности, связанного с преподаваемым ими предметом, пройти диагностику по функциональной грамотности, и в итоге создать свое задание по функциональной грамотности, при помощи наших тьюторов, защитить его на занятии во время курсов в АППО.
Посетили мероприятие 7 человек, которые оставили положительные отзывы о стажировочной площадке, получив ответы на все интересующие их вопросы.
Сессия 3
Стажировка "Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся".
С 21 февраля по 6 марта 2024 состоялась 3 сессия стажировочной площадки «Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся» для слушателей разных школ Московского района. Нашими тьюторами были проработаны задания по креативному мышлению и глобальным компетенциям.
Стажеры проанализировали комплексные задания по глобальным компетенциям и креативному мышлению, прошли диагностику по знанию особенностей формирования функциональной грамотности, и в итоге создали свое задание по функциональной грамотности при помощи наших тьюторов и защитили его на занятиях во время курсов в АППО,
Посетили мероприятие 7 человек, которые оставили положительные отзывы о стажировочной площадке, получив ответы на все интересующие их вопросы.
Сессия 2
Стажировка "Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся".
19 января 2024 года в нашей школе состоялась сессия 2 стажировочной площадки «Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся» для тьюторов и организаторов региональных стажировочных площадок города, которые работают только первый год в данном направлении.
В роли стажеров они имели возможность:
- узнать, как построена вступительная часть встречи стажеров с руководителем стажировочной площадки и тьюторами;
- попробовать создать свое задание по функциональной грамотности и посмотреть алгоритм работы со стажерами;
- опробовать диагностические материалы площадки и сервисы;
- задать свои вопросы по организации стажировочной площадки и нюансах общения тьюторов со стажерами в очном и дистанционном форматах;
- узнать важные особенности заявки на статус региональной стажировочной площадки на 3 года.
Посетили мероприятие 10 человек, которые оставили положительные отзывы о стажировочной площадке, получив ответы на все интересующие их вопросы.
Примеры отзывов:
Сессия 1
Стажировка "Методическое сопровождение учителей в области создания и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся".
20.10.2023-27.10.2023 на базе ГБОУ школы № 98 с углублённым изучением английского языка Калининского района совместно с кафедрой естественно-научного, математического образования и информатики СПб АППО прошла стажировка по теме «Методическое сопровождение учителей в области созданию и адаптации комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся».
Стажеры узнали о комплексных заданиях по функциональной грамотности, критериях оценивания и особенностях по каждому виду функциональной грамотности. После основной теоретической части все стажеры были разделены на группы по разным видам функциональной грамотности, в каждой из которых под руководством тьютора стажеры проанализировали подробно комплексные задания по определенному виду функциональной грамотности и начали создавать свое задание. После очной встречи они продолжили работу в дистанционном формате, после чего представили свои задания на курсах в АППО. Успешно представившие задание получили по него зачет и сформированные навыки.
После стажировки были получены положительные отзывы, обратная связь от стажеров и кафедры СПб АППО.
Отзыв стажера:
Я пришла на программу стажировки для совершенствования своей профессиональной компетенции в области функциональной грамотности. В своей образовательной деятельности я видела проблемы нехватки знаний и умений создавать задания по функциональной грамотности.В рамках проведения занятия я участвовала в семинаре и практическом занятии по функциональной грамотности. По итогам проведения занятия программы стажировки я получила знания в этой области и умения создавать комплексные задания по функциональной грамотности.Они позволят мне более эффективно строить образовательный процесс.
Отзыв стажера:
Я пришла на программу стажировки для совершенствования профессиональной компетенции составление комплексных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся. Затруднения с постановкой цели обучения в контексте формирования функциональной грамотности, отбором содержания учебного предмета, а также оцениванием сформированности функциональной грамотности в организации образовательной деятельности я видела в отсутствии постоянной работы с этой компетенцией и малым стажем работы. В рамках проведения занятия я участвовала в лекции и получила теоретические знания о читательской грамотности. По итогам проведения занятия программы стажировки я получила знания теории читательской грамотности, которые позволили мне более эффективно работать с составлением заданий по функциональной грамотности.
Фестиваль открытых уроков учителей английского языка гимназии по актуальной теме «Формирование функциональной грамотности» был проведён 17 октября 2023 года на базе гимназии № 168 Центрального района.
17 октября 2023 года на Фестивале открытых уроков учителей английского языка гимназии по актуальной теме «Формирование функциональной грамотности» на базе гимназии № 168 Центрального района заместитель директора по учебно-воспитательной работе Волканова Елизавета Викторовна выступила с представлением опыта работы районной опорной площадки и региональной стажировочной площадки «О совершенствовании способностей учителей к созданию и адаптации комплексных заданий по формированию ФГ обучающихся».
Программа Фестиваля (PDF, 0.44 Мб.)
Планирование деятельности региональной стажировочной площадки 2023-2026
27 сентября 2023 года прошла встреча руководителей региональных стажировочных площадок, которые будут функционировать в 2023-2026 годах. В рамках обсуждения плана, целей и задач были озвучены результаты прохождения курсов тьюторов. Заместитель директора по УВР Волканова Елизавета Викторовна получила сертификат тьютора и является руководителем региональной стажировочной площадки в нашей школе.
Сессия 2
С 23 по 30 января на базе ГБОУ школы №98 прошла 2 сессия для учителей школ Калининского района.
Учителя школ района, кураторы программы наставничество были заинтересованы в создании ЭОР для своего образовательного учреждения. При помощи анкетирования профессиональных дефицитов было выявлено, что большинство (90%) не умеет создавать ЭОР или умеют совсем немного, но хотят научиться.
Также большинство (вместе около 90%) пришедших на стажировку не умеют создавать или не используют в работе собственные ЭОР.
На очном занятии в ГБОУ школе №98 был представлен сайт Наставничество98 Upgrade, как примере материалов которого каждый педагог пробовал создать свой сайт. Начальные навыки были закреплены уже на заочных занятиях, когда дома стажеры дорабатывали свои сайты и оценивали по критериям сайты друг друга.
Обратная связь была предоставлена и тьютором стажировочной площадки Волкановой Е.В. онлайн в виде комментариев по каждому сайту.
До финального представления разработанных сайтов дошли не все участники по причине нехватки времени. Была получена обратная связь при помощи анкетирования, в результате которой можно сделать вывод, что дошедшие до конца стажеры высоко оценивают уровень стажировочной площадки и приобретенные знания и навыки в создании ЭОР для организации наставничества в школе.
Сессия 1
30 ноября на базе ГБОУ школы №98 прошла 1 сессия для педагогов своего образовательного учреждения.
Были рассмотрены следующие темы:
- Тема 1: Самоанализ профессиональных дефицитов в эффективной организации внедрения программы наставничества в ОУ по направлению «ученик-ученик»
- Тема 2: Работа стажера по устранению выявленных профессиональных дефицитов
- Тема 3: Оценка уровня владения методами и приемами организации данной работы при помощи создания ЭОР.
Первые 2 темы педагоги проходили очно, а 3 тему – дистанционно с 30.11.22 по 7.12.22 с присланными анкетами, созданными сайтами и оцененными сайтами коллег.
Выявлены были некоторые недочеты в организации для дальнейшей работы стажировочной площадки.
2023-2026 г.
- Распоряжение Комитета по образованию от 11.08.2023 № 1049-р "О присвоении статуса «Региональная стажировочная площадка» государственным образовательным учреждениям Санкт-Петербурга, находящимся в ведении Комитета но образованию и администраций районов Санкт-Петербурга”
- План работы региональной стажировочной площадки на 2023-2024 гг.
2022-2023
- Распоряжение Комитета по образованию от 22.07.2022 № 1488-р “О присвоении статуса «Региональная стажировочная площадка» государственным образовательным учреждениям Санкт-Петербурга, находящимся в ведении Комитета но образованию и администраций районов Санкт-Петербурга”
- План работы Региональной стажировочной площадки на 2022-2023 учебный год